ISSN 2541-7592

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Русский 
English 
    

 



Правила написания
и оформления статей

Правила
рецензирования

Памятка рецензента


Публикационная
этика 











 


Архив выпусков

Выпуск 1 (53), 2019


«Я пришел заявить о своих правах»: русский модерн в архитектуре и дизайне интерьеров — второе пришествие в 21 веке


Подольская Л.В.


Подольская Л. В., аспирант кафедры дизайна-текстиля, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Россия, г. Москва, e-mail: ecodorvrn@mail.ru; художник интерьера и оборудования, архитектурное бюро DE-CITY, Россия, г. Москва

 
 
Постановка задачи. Рассматривается проблема становления нового стиля в архитектуре и дизайне интерьеров на основе русского модерна. 
Результаты. Проблема поиска нового стиля рассматривается автором как задача поиска собственной идентичности формируемого класса российской элиты. Основой этого стиля может стать русский модерн как связующее звено разорванной культурной коммуникации. Именно модерн, идущий не от формы, а от образов и символов, позволяет создавать уникальные интерьеры, служащие отражением личности своих хозяев, их жизненного уклада и ценностей. В качестве примера рассмотрены архитектура и интерьеры двух особняков, сделанных по проектам Ф. О. Шехтеля, одного из создателей и наиболее ярких представителей русского модерна. Современный модерн в интерьере проиллюстрирован работами автора. 
Выводы. Наиболее важной задачей для архитектуры вообще и искусства интерьера в частности в данный момент является формирование целостного объемно-пространственного стиля с использованием как устоявшихся знаковых систем, так и выработанных в процессе проектирования и реализации. 
 
Ключевые слова: русский модерн, дизайн интерьеров, стили в архитектуре, современная архитектура, целостность объемно-пространственного стиля.


DOI: 10.25987/VSTU.2019.53.1.010

 

Библиографический список

1. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
2. Борисова, Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. — М.: Советский художник, 1990. — 359 с.
3. Валери, П. Об искусстве / П. Валери. — М.: Искусство,1993. — 512 с.
4. Герчук, Ю. Что такое орнамент? / Ю. Герчук. — М.: Галарт, 1998. — 327 с.
5. Давыдова, И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк С. П. Рябушинского: дис. … канд. культурологи: 24.00.01 / И. И. Давыдова. — М., 2012. — 274 с.
6. Кассу, Ж. Энциклопедия символизма / Ж. Кассу. — М.: Республика, 1999. — 429 с.
7. Кириченко, Е. Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве / Е. Кириченко. — М.: ИД Руденцовых, 2011. — 316 с.
8. Кириченко, Е. Большая Садовая, 4 / Е. Кириченко. — М.: Московский рабочий, 1989. — 80 с.
9. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. — М. — СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 494 с.
10. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман. — М.: Республика, 1998. — 415 с.
11. Сеннет, Р. Тело и город в западной цивилизации / Ричард Сеннет. — М.: Strelka press, 2016. — 504 с.
12. Торчинов, Е. Пути философии Востока и Запада / Е. Торчинов. — СПб: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007. — 480 c.
13. Швидковский, Д. Московские особняки. Художественный альбом / Д. Швидковский, Е. Шорбан. — М.: Парнас-Аэро, 1997. — 128 c.
14. Шевеленко, И. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России / И. Шевеленко. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 336 с.
15. Эко, У. Функция и знак. Семиология архитектуры / У. Эко. — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.
16. Bonta, J. Architecture and its Interpretation: a Study of Expressive Systems in Architecture / J. Bonta. — New York: Rizzoli, 1979. — 271 p.

 
 

Ссылка для цитирования

Подольская, Л.В. «Я пришел заявить о своих правах»: русский модерн в архитектуре и дизайне интерьеров — второе пришествие в 21 веке / Л.В. Подольская // Научный журнал строительства и архитектуры. - 2019. - № 1 (53). - С. 106-115. - DOI: 10.25987/VSTU.2019.53.1.010.

 
 
 
 

English version 

 

«I’Ve Come to Say That I Have the Rights»: Russian Modernism in Architecture and Interior Design — Reemergence in the 21St Century

Podol'skaya L. V.
 
 

Podol'skaya L. V., PhD student of the Dept. of Design and Textiles, Moscow State Academy of Arts and Industry Named after S. G. Stroganov, Russia, Moscow, e-mail: ecodorvrn@mail.ru; Designer, Architect, Architectural Bureau DE-CITY, Russia, Moscow 


 
Statement of the problem. The problem of the development of a new style in architecture and interior design based on the Russian modernism is discussed. 
Results. The problem of search of a new style is dealt with as that of the identity of an emerging class of the Russian elite. Its foundation could be the Russian modernism acting as constituent of disrupted cultural communication. Modernism originating from shape but not images and symbols allows unique interiors to be designed that are reflective of their owners’ personality, lifestyle and values. 
As an example we look at the architecture and interior of two mansions designed by the plans by F. O. Shechtel, one of the founders and most prominent Russian modernists. Current trends in modernism in the interior are illustrated in the author’s papers. 
Conclusions. The most important task currently facing architecture overall and interior art in particular is to design a volumetric and spatial style employing traditional sign systems as well as those developed in the process of design and implementation. 
 
Keywords: Russian modern, interior design, architectural styles, modern architecture, coherence of a volumetric and spatial style. 


DOI: 10.25987/VSTU.2019.53.1.010

References

1. Belyi, A. Simvolizm kak miroponimanie / A. Belyi. — M.: Respublika, 1994. — 528 s.
2. Borisova, E. A. Russkii modern / E. A. Borisova, G. Yu. Sternin. — M.: Sovetskii khudozhnik, 1990. — 359 s.
3. Valeri, P. Ob iskusstve / P. Valeri. — M.: Iskusstvo,1993. — 512 s.
4. Gerchuk, Yu. Chto takoe ornament? / Yu. Gerchuk. — M.: Galart, 1998. — 327 s.
5. Davydova, I. I. Simvol kak soteriologicheskaya kategoriya v russkoi porubezhnoi kul'ture moderna. Osobnyak S. P. Ryabushinskogo: dis. … kand. kul'turologi: 24.00.01 / I. I. Davydova. — M., 2012. — 274 s.
6. Kassu, Zh. Entsiklopediya simvolizma / Zh. Kassu. — M.: Respublika, 1999. — 429 s.
7. Kirichenko, E. Arkhitekturnoe nasledie Fedora Shekhtelya v Moskve / E. Kirichenko. — M.: ID Rudentsovykh, 2011. — 316 s.
8. Kirichenko, E. Bol'shaya Sadovaya, 4 / E. Kirichenko. — M.: Moskovskii rabochii, 1989. — 80 s.
9. Man'kovskaya, N. Estetika postmodernizma / N. Man'kovskaya. — M. — SPb: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2016. — 494 s.
10. Paiman, A. Istoriya russkogo simvolizma / A. Paiman. — M.: Respublika, 1998. — 415 s.
11. Sennet, R. Telo i gorod v zapadnoi tsivilizatsii / Richard Sennet. — M.: Strelka press, 2016. — 504 s.
12. Torchinov, E. Puti filosofii Vostoka i Zapada / E. Torchinov. — SPb: Azbuka-klassika; Peterburgskoe vostokovedenie, 2007. — 480 c.
13. Shvidkovskii, D. Moskovskie osobnyaki. Khudozhestvennyi al'bom / D. Shvidkovskii, E. Shorban. — M.: Parnas-Aero, 1997. — 128 c.
14. Shevelenko, I. Modernizm kak arkhaizm: natsionalizm i poiski modernistskoi estetiki v Rossii / I. Shevelenko. — M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. — 336 s.
15. Eko, U. Funktsiya i znak. Semiologiya arkhitektury / U. Eko. — TOO TK «Petropolis», 1998. — 432 s.
16. Bonta, J. Architecture and its Interpretation: a Study of Expressive Systems in Architecture / J. Bonta. — New York: Rizzoli, 1979. — 271 p. 


 
Об издателе · Диссоветы при ВГТУ · Контакты · Поиск · Карта сайта
Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура, все права защищены.
Работает на: Amiro CMS