ISSN 2541-7592

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Русский 
English 
    

 



Правила написания
и оформления статей

Правила
рецензирования

Памятка рецензента


Публикационная
этика 











 


Архив выпусков

Выпуск 2 (54), 2019


Роль и место орнамента в композиции фасадов и интерьеров частных резиденций на примере особняка С. П. Рябушинского


Подольская Л. В.


Подольская Л. В., аспирант кафедры истории искусств, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Россия, г. Москва, e-mail: ecodorvrn@mail.ru, aurora09.72@mail.ru; художник интерьера и оборудования, архитектурное бюро DE-CITY, Россия, г. Москва

 
 
Постановка задачи. Рассматривается роль орнаментально-декоративной системы в композиционной организации зданий на примере особняка С. П. Рябушинского. 
Результаты. Подробно анализируется орнаментальная система особняка, схема размещения которой такова, что позволяет говорить о всепроникающем влиянии на восприятие здания и ощущение его конструктивных связей и пространственных узлов. Показано значение декора в создании архитектурной среды здания: ритмическая связь особняка с композицией церкви Большого Вознесения как отправной точки, ориентира архитектурного замысла, и ассоциативные связи с Гранатным двором через игру с архитектурными деталями и пространственными решениями. 
Выводы. Орнаментальная система особняка С. П. Рябушинского выполняет не только декоративные функции, но также наглядно графически проявляет основные связи в «скелете» здания, акцентируя основные точки максимального напряжения структуры, выполняет организующую и конструктивную роль. 
 
Ключевые слова: орнамент, орнаментально-декоративная система, особняк С. П. Рябушинского, Ф. Шехтель, интерьер, архитектурная среда, русский модерн.


DOI: 10.25987/VSTU.2019.54.2.013

 

Библиографический список

1. Акс, И. Современная Москва. Архитектурно-критические очерки / Ивонн Акс. — СПб, 1904. — 43 с.
2. Антонова, Е. А. Новый национальный стиль в русском модерне / Е. А. Антонова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — № 3 (67). — С. 81—85.
3. Борисова, Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. — М.: Советский художник, 1990. — 359 с.
4. Бородина, С. Эксперимент с нормой: стиль модерн в архитектуре и прикладном искусстве / С. Бородина, А. Булгакова // Мир искусств: вестник Международного института антиквариата. — 2014. — № 3 (07). — С. 116—125.
5. Быкова, Е. Н. Концепции творческого формообразования в стиле модерн / Е. Н. Быкова, О. М. Кириченко // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. — 2014. — № 2. — С. 56—60.
6. Герчук, Ю. Что такое орнамент? / Ю. Герчук. — М.: Галарт, 1998. — 327 с.
7. Давыдова, И. И. Смысловая перспектива и организация архитектурного пространства в культуре раннего московского модерна / И. И. Давыдова // Вестник славянских культур. — 2012. — Т. 24, вып. 2. — С. 84—91
8. Давыдова, И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк С. П. Рябушинского: дис. … канд. культурологи: 24.00.01 / И. И. Давыдова. — М., 2012. — 274 с.
9. Джанджугазова, Е. А. Архитектурные сокровища Москвы: особняк Рябушинского / Е. А. Джанджугазова // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2014. — Т. 8, № 2. — С. 93—101.
10. Кириллов, В. В. Архитектура русского модерна: Опыт формологического анализа / В. В. Кириллов. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 213 с.
11. Кириченко, Е. Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве / Е. Кириченко. — М.: ИД Руденцовых, 2011. — 316 с.
12. Кириченко, Е. И. Интерьер русского модерна (1900—1910 гг.) / Е. И. Кириченко // Декоративное искусство СССР. — 1971. — № 10. — С. 40—47.
13. Кириченко, Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов / Е. И. Кириченко. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.
14. Кириченко, Е. И. Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи / Е. И. Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 360 с.
15. Костерина, М. Г. Стиль модерн как завершающий этап развития эпохи романтизма / М. Г. Костерина // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. — 2010. — № 4. — С. 16—19.
16. Костерина, М. Г. Эстетические противоречия стиля модерн на рубеже XIX—XX веков / М. Г. Костерина// Проблемы гуманитарного знания в науке и образовании: сб. науч. ст. / под ред. С. А. Ан. — Барнаул, 2010. — С. 178—184.
17. Кузьмин, М. А. Модерн в гражданском строительстве Москвы конца XIX начала XX вв. / М. А. Кузьмин // Вестник славянских культур. — 2011. — Т. XXII, вып. 4. — С. 30—34.
18. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. — М. — СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 494 с.
19. Нащокина, М. В. Московский модерн / М. В. Нащокина. — Изд. 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб: Коло, 2011. — 822 с.
20. Нащокина, М. В. Творчество Франца Шехтеля и европейский модерн: особенности творческой индивидуальности / М. В. Нащокина // Academia. Архитектура и строительство. — 2010. — № 1. — С. 31—40.
21. Рощеня, Д. А. Модерн в русской архитектуре начала XX в. / Д. А. Рощеня // Новый исторический вестник. — 2001. — № 3 (5). — С. 75—82.
22. Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX — начала XX века: сб. науч. тр. / сост. Т. И. Гейдор. — М.: ЦНИИПградостроительства, 1988. — 113 с.
23. Филичева, Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля) / Н. В. Филичева // Научно-технический вестник Санкт-петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). — 2003. — № 8. — С. 194—208.
24. Шевеленко, И. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России / И. Шевеленко. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 336 с.
25. Bonta, J. Architecture and its Interpretation: a Study of Expressive Systems in Architecture / J. Bonta. — New York: Rizzoli, 1979. — 271 p.

 
 

Ссылка для цитирования

Подольская, Л. В. Роль и место орнамента в композиции фасадов и интерьеров частных резиденций на примере особняка С. П. Рябушинского / Л. В. Подольская // Научный журнал строительства и архитектуры. - 2019. - № 2 (54). - С. 145-158. - DOI: 10.25987/VSTU.2019.54.2.013.

 
 
 
 

English version 

 

Role and Place of Ornaments in the Composition of Facades and Interiors of Private Residences Using the Example of S. P. Ryabushinskiy’s Mansion

Podol'skaya L. V. 
 
 

Podol'skaya L. V., PhD student of the Dept. of History of Arts, Moscow State Academy of Arts and Industry Named after S. G. Stroganov, Russia, Moscow, e-mail: ecodorvrn@mail.ru, aurora09.72@mail.ru; Interior and Equipment Designer, Аrchitectural Bureau DE-CITY, Russia, Moscow

 
Statement of the problem. The role of a system of ornaments and decorations in the composition of buildings is discussed using the example of S. P. Ryabushinskiy’s mansion. 
Results. The ornamental system of the mansion is analyzed in detail whose location suggests that construction links as well as spatial nods are of primary importance to the visual perception of the building. The significance of the decorations and its contribution to the architectural environment of the building is shown: a rhythmical connection of the mansion with the composition of the Ascension Cathedral as a starting as well as a reference point of the architectural ideal and association links with the Granate Palace using the play on architectural detail and spatial solutions. 
Conclusions. The ornamental system of S. P. Ryabushinskiy’s mansion does not only serve the decorative function but it also provides a graphical indication of the main connections in the «core» of the building by emphasizing the major points of maximum strains in the structure and plays an organizing and constructing role as well. 
 
Keywords: ornament, ornamental and decorative system, S. P. Ryabushinskiy’s mansion, F. Schechtel, interior, architectural environment, Russian modernism. 


DOI: 10.25987/VSTU.2019.54.2.013

References

1. Aks, I. Sovremennaya Moskva. Arkhitekturno-kriticheskie ocherki / Ivonn Aks. — SPb, 1904. — 43 s. 
2. Antonova, E. A. Novyi natsional'nyi stil' v russkom moderne / E. A. Antonova // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2012. — № 3 (67). — S. 81—85. 
3. Borisova, E. A. Russkii modern / E. A. Borisova, G. Yu. Sternin. — M.: Sovetskii khudozhnik, 1990. — 359 s. 
4. Borodina, S. Eksperiment s normoi: stil' modern v arkhitekture i prikladnom iskusstve / S. Borodina, A. Bulgakova // Mir iskusstv: vestnik Mezhdunarodnogo instituta antikvariata. — 2014. — № 3 (07). — S. 116—125. 
5. Bykova, E. N. Kontseptsii tvorcheskogo formoobrazovaniya v stile modern / E. N. Bykova, O. M. Kirichenko // Vestnik Khar'kovskoi gosudarstvennoi akademii dizaina i iskusstv. — 2014. — № 2. — S. 56—60. 
6. Gerchuk, Yu. Chto takoe ornament? / Yu. Gerchuk. — M.: Galart, 1998. — 327 s. 
7. Davydova, I. I. Smyslovaya perspektiva i organizatsiya arkhitekturnogo prostranstva v kul'ture rannego moskovskogo moderna / I. I. Davydova // Vestnik slavyanskikh kul'tur. — 2012. — Vol. 24, № 2. — S. 84—91. 
8. Davydova, I. I. Simvol kak soteriologicheskaya kategoriya v russkoi porubezhnoi kul'ture moderna. Osobnyak S. P. Ryabushinskogo: dis. … kand. kul'turologi: 24.00.01 / I. I. Davydova. — M., 2012. — 274 s. 
9. Dzhandzhugazova, E. A. Arkhitekturnye sokrovishcha Moskvy: osobnyak Ryabushinskogo / E. A. Dzhandzhugazova // Sovremennye problemy servisa i turizma. — 2014. — Vol. 8, № 2. — S. 93—101. 
10. Kirillov, V. V. Arkhitektura russkogo moderna: Opyt formologicheskogo analiza / V. V. Kirillov. — M.: Izd-vo MGU, 1979. — 213 s. 
11. Kirichenko, E. Arkhitekturnoe nasledie Fedora Shekhtelya v Moskve / E. Kirichenko. — M.: ID Rudentsovykh, 2011. — 316 s. 
12. Kirichenko, E. I. Inter'er russkogo moderna (1900—1910 gg.) / E. I. Kirichenko // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. — 1971. — № 10. — S. 40—47. 
13. Kirichenko, E. I. Russkaya arkhitektura 1830—1910-kh godov / E. I. Kirichenko. — M.: Iskusstvo, 1978. — 399 s. 
14. Kirichenko, E. I. F. O. Shekhtel'. Zhizn'. Obrazy. Idei / E. I. Kirichenko. — M.: Progress-Traditsiya, 2011. — 360 s. 
15. Kosterina, M. G. Stil' modern kak zavershayushchii etap razvitiya epokhi romantizma / M. G. Kosterina // Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. — 2010. — № 4. — S. 16—19. 
16. Kosterina, M. G. Esteticheskie protivorechiya stilya modern na rubezhe XIX—XX vekov / M. G. Kosterina// Problemy gumanitarnogo znaniya v nauke i obrazovanii: sb. nauch. st. / pod red. S. A. An. — Barnaul, 2010. — S. 178—184. 
17. Kuz'min, M. A. Modern v grazhdanskom stroitel'stve Moskvy kontsa XIX nachala XX vv. / M. A. Kuz'min // Vestnik slavyanskikh kul'tur. — 2011. — Vol. XXII, vyp. 4. — S. 30—34. 
18. Man'kovskaya, N. Estetika postmodernizma / N. Man'kovskaya. — M. — SPb: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2016. — 494 s. 
19. Nashchokina, M. V. Moskovskii modern / M. V. Nashchokina. — Izd. 3-e, peresm., ispr. i dop. — SPb: Kolo, 2011. — 822 s. 
20. Nashchokina, M. V. Tvorchestvo Frantsa Shekhtelya i evropeiskii modern: osobennosti tvorcheskoi individual'nosti / M. V. Nashchokina // Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. — 2010. — № 1. — S. 31—40. 
21. Roshchenya, D. A. Modern v russkoi arkhitekture nachala XX v. / D. A. Roshchenya // Novyi istoricheskii vestnik. — 2001. — № 3 (5). — S. 75—82. 
22. F. O. Shekhtel' i problemy istorii russkoi arkhitektury kontsa XIX — nachala XX veka: sb. nauch. tr. / sost. T. I. Geidor. — M.: TsNIIPgradostroitel'stva, 1988. — 113 s. 
23. Filicheva, N. V. Modern (k voprosu o probleme stilya) / N. V. Filicheva // Nauchno-tekhnicheskii vestnik Sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo instituta tochnoi mekhaniki i optiki (tekhnicheskogo universiteta). — 2003. — № 8. — S. 194—208. 
24. Shevelenko, I. Modernizm kak arkhaizm: natsionalizm i poiski modernistskoi estetiki v Rossii / I. Shevelenko. — M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. — 336 s. 
25. Bonta, J. Architecture and its Interpretation: a Study of Expressive Systems in Architecture / J. Bonta. — New York: Rizzoli, 1979. — 271 p. 



 
Об издателе · Диссоветы при ВГТУ · Контакты · Поиск · Карта сайта
Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура, все права защищены.
Работает на: Amiro CMS