Нашли ошибку на сайте?Сообщите нам:
НОВОСТИ
19.09.23
12.07.23
19.06.23
22.05.23
|
| |
|
Архив выпусков
Выпуск 4 (64), 2021
Проектная модель как средство мышления в архитектурной практике и теории Ренессанса
Капустин П. В.
Капустин П. В., канд. архитектуры, зав. кафедрой теории и практики архитектурного проектирования, Воронежский государственный технический университет, Россия, г. Воронеж, тел.: (473)271-54-21, e-mail: pekad@rambler.ru | | | Состояние проблемы. Реконструкция исторической эволюции архитектурного проектирования сегодня становится актуальной необходимостью. Причины, условия, процессы формирования базовых представлений и методов, легших в основу проектного типа мышления и действия, до сих пор довольно мало изучены, особенно в критическом аспекте. Между тем немалая часть сегодняшних проблем и затруднений, как становится понятно, берет начало в эпохе зарождения профессионального проектного метода, в событиях Нового времени. Центром этого метода стало моделирование, вопросы эволюции которого рассмотрены в настоящей работе. Результаты. Рассмотрен этап становления проектирования в архитектурной деятельности в Ренессансе, прежде всего методологический вклад Л. Б. Альберти. Показана трансформация традиционного модельного способа зодческой работы в Раннем Возрождении, связанная с обособлением креативных действий, персонализацией замысла, изменениями в цеховых коммуникациях. Ремесленный способ работы зодчего вступает в профессиональную эру, что ведет к кардинальному изменению характера и места архитектурных моделей. Выводы. Требуется переосмысление, даже переоценка значения моделирования в эволюции проектирования: на место привычной картины безоблачного прогресса должна прийти критическая и проблематизирующая теория, дающая основания для инструментального отношения к моделированию как одному из методов, не лишенному недостатков.
| | Ключевые слова: генезис проектирования, моделирование в архитектуре, Ренессанс, Л. Б. Альберти, ремесло и профессия в архитектуре, замысел в архитектуре, средства и методы архитектурной работы. |
DOI: 10.36622/VSTU.2021.64.4.014 | | Библиографический список 1. Адамов, О. И. Смысловые единицы в пространственных построениях Велимира Хлебникова, Владимира Татлина и Ильи Голосова / О. И. Адамов // Архитектура и строительство России. — 2020. — № 4 (236). — С. 48—53.
2. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т. / Л. Б. Альберти. — М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1935—1937.
3. Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко / Г. Вельфлин. — СПб: Азбука-классика, 2004. — 288 с.
4. Глазычев, В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. — http://www.glazychev.ru/books/evolut_tvorchestva/evolut_tvorchestva_01.htm.
5. Гращенков, В. Н. Альберти как архитектор / В. Н. Гращенков // Леон Баттиста Альберти / Отв. ред. В. Н. Лазарев. — М.: Наука, 1977. — С. 150—191.
6. Земцов, С. М. Аристотель Фьораванти / С. М. Земцов, В. Л. Глазычев. — М.: Стройиздат, 1985. — 184 с.
7. Зубов, В. П. Архитектурная теория Альберти / В. П. Зубов. — СПб: Алетейя, 2001. — 464 с.
8. Капустин, П. В. Знак и символ в архитектурном проектировании / П. В. Капустин. — Воронеж: ВГАСУ, 2008. — 128 с.
9. Капустин, П. В. Проектное мышление и архитектурное сознание. Критическое введение в онтологию и феноменологию архитектурного проектирования / П. В. Капустин. — Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2012. — 252 с.
10. Лазарев, В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве (из цикла «Происхождение итальянского Возрождения»): кн. III. В 2-х т. Т. 1 / В. Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1979. — 240 с.
11. Панофски, Э. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Э. Панофски. — СПб: Андрей Наследников, 2002. — 237 с.
12. Ревзина, Ю. Е. Инструментарий проекта: от Альберти до Скамоцци / Ю. Е. Ревзина. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 159 с.
13. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер. и прим. В. Л. Глазычев. — М.: Русский университет, 1999. — 448 с.
14. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 383 с.
15. Шукурова, А. Н. Архитектурные модели. Очерки истории и мастерства / А. Н. Шукурова. — М.: Индрик, 2011. — 312 с.
16. Goldschmidt, G. How good are good ideas? Correlates of design creativity / G. Goldschmidt, D. Tatsa // Design Studies. — 2005. — Vol. 26, Issue 6. — P. 593—611.
17. Goldschmidt, G. Variances in the impact of visual stimuli on design problem solving performance / G. Goldschmidt, M. Smolkov // Design Studies. — 2006. — Vol. 27, Issue 5. — P. 549—569.
18. Kapustin, P. V. Units of Design Thinking and Quanta of Design Teaching / P. V. Kapustin; R. Trappl (ed.) // Cybernetics and Systems: Proceedings of the EMCSR`98. — Vienna, Austria, 1998. — P. 227—232.
19. Kapustin, P. V. Notes on the System Typology of Ontological Forms of Design Thinking / P. V. Kapustin; R. Trappl (ed.) // Cybernetics and Systems: Proceedings of the EMCSR`96. — Vienna, Austria, 1996. — P. 367—372.
20. Nevlyutov, M. Performative Understanding of Architecture / M. Nevlyutov // Advances in Social Science Education and Humanities Research: Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education, Moscow, November 9—11, 2017 / Eds. E. McAnally, I. Solovjova, Y. Zhang, R. Green, R. How, M. Zhang. — Paris: Atlantis press, 2017. — Vol. 171. — P. 9—13. — https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-17/25888416.
21. Nevlyutov, M. Study on Principles of Love in Architecture / M. Nevlyutov // Proceedings of the 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE—2018) / Eds. Yong Zhang, Iana Rumbal, Manjin Zhang. — Paris: Atlantis press, 2018. — Vol. 284. — P. 423—426. — https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-18/55908356.
22. Pallasmaa, J. Hapticity and Time (Discussion of haptic, sensuous architecture) / J. Pallasmaa // The Architectural Review. — 2000. — № 5. — P. 78—84.
23. Perez-Gomez, A. The Space of Architecture: Meaning as Presence and Representation / A. Perez-Gomez // Questions of Perception. Phenomenology of Architecture. — San Francisco: William Stout Publishers, 2006. — P. 7—26.
| | | Ссылка для цитирования Капустин, П. В. Проектная модель как средство мышления в архитектурной практике и теории Ренессанса / П. В. Капустин // Научный журнал строительства и архитектуры. - 2021. - № 4 (64). - С. 146-158. - DOI: 10.36622/VSTU.2021.64.4.014. | | | | | English version | | Design Model As a Means of Thinking in Architectural Practice and Theory of Renaissance | Kapustin P. V. | | | Kapustin P. V., PhD in Architecture, Assoc. Prof., Head of the Dept. of Theory and Practice of Architectural Designing, Voronezh State Technical University, Russia, Voronezh, tel.: (473)271-54-21, e-mail: pekad@rambler.ru |
| | Statement of the problem. Reconstruction of the historical evolution of architectural designing is becoming an urgent need today. The reasons, conditions, processes for the formation of basic ideas and methods that formed the basis of the designing type of thinking and action are still quite poorly understood, especially in a critical aspect. Meanwhile, a considerable part of today's problems and difficulties, as it becomes clear, originates in the era of the emergence of the professional method of designing, in the events of the Modernity. The center of this method is modeling, the evolution of which is considered in this work. Result. The stage of development of design in architectural activity in the Renaissance is considered, most importantly, the methodological contribution of L. B. Alberti. The transformation of the traditional model method of architectural work in the Early Renaissance is shown associated with the isolation of creative actions, personalization of the concept, changes in craft's communications. The craftsman's way of working enters the professional era, which results in a radical change in the nature and place of architectural models. Conclusions. Rethinking, even a reassessment of the importance of modeling in the evolution of designing is required instead of the usual picture of cloudless progress, a critical and problematizing theory should come providing foundations for an instrumental attitude to modeling as one of the methods that is not devoid of shortcomings.
| | Keywords: genesis of designing, modeling in architecture, Renaissance, L. B. Alberti, craft and profession in architecture, conception in architecture, means and methods of architectural work. |
DOI: 10.36622/VSTU.2021.64.4.014
References 1. Adamov, O. I. Smyslovye edinitsy v prostranstvennykh postroeniyakh Velimira Khlebnikova, Vladimira Tatlina i Il'i Golosova / O. I. Adamov // Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii. — 2020. — № 4 (236). — S. 48—53. 2. Al'berti, L. B. Desyat' knig o zodchestve: v 2-kh t. / L. B. Al'berti. — M.: Izd-vo Vsesoyuz. akad. arkhitektury, 1935—1937. 3. Vel'flin, G. Renessans i barokko / G. Vel'flin. — SPb: Azbuka-klassika, 2004. — 288 s. 4. Glazychev, V. L. Evolyutsiya tvorchestva v arkhitekture / V. L. Glazychev. — http://www.glazychev.ru/books/evolut_tvorchestva/evolut_tvorchestva_01.htm. 5. Grashchenkov, V. N. Al'berti kak arkhitektor / V. N. Grashchenkov // Leon Battista Al'berti / Otv. red. V. N. Lazarev. — M.: Nauka, 1977. — S. 150—191. 6. Zemtsov, S. M. Aristotel' F'oravanti / S. M. Zemtsov, V. L. Glazychev. — M.: Stroiizdat, 1985. — 184 s. 7. Zubov, V. P. Arkhitekturnaya teoriya Al'berti / V. P. Zubov. — SPb: Aleteiya, 2001. — 464 s. 8. Kapustin, P. V. Znak i simvol v arkhitekturnom proektirovanii / P. V. Kapustin. — Voronezh: VGASU, 2008. — 128 s. 9. Kapustin, P. V. Proektnoe myshlenie i arkhitekturnoe soznanie. Kriticheskoe vvedenie v ontologiyu i fenomenologiyu arkhitekturnogo proektirovaniya / P. V. Kapustin. — Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2012. — 252 s. 10. Lazarev, V. N. Nachalo rannego Vozrozhdeniya v ital'yanskom iskusstve (iz tsikla «Proiskhozhdenie ital'yanskogo Vozrozhdeniya»): kn. III. V 2-kh t. T. 1 / V. N. Lazarev. — M.: Iskusstvo, 1979. — 240 s. 11. Panofski, E. Idea: k istorii ponyatiya v teoriyakh iskusstva ot antichnosti do klassitsizma / E. Panofski. — SPb: Andrei Naslednikov, 2002. — 237 s. 12. Revzina, Yu. E. Instrumentarii proekta: ot Al'berti do Skamotstsi / Yu. E. Revzina. — M.: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2003. — 159 s. 13. Filarete (Antonio Averlino). Traktat ob arkhitekture / Per. i prim. V. L. Glazychev. — M.: Russkii universitet, 1999. — 448 s. 14. Fuko, M. Nadzirat' i nakazyvat'. Rozhdenie tyur'my / M. Fuko. — M.: Ad Marginem Press, 2016. — 383 s. 15. Shukurova, A. N. Arkhitekturnye modeli. Ocherki istorii i masterstva / A. N. Shukurova. — M.: Indrik, 2011. — 312 s. 16. Goldschmidt, G. How good are good ideas? Correlates of design creativity / G. Goldschmidt, D. Tatsa // Design Studies. — 2005. — Vol. 26, Issue 6. — P. 593—611. 17. Goldschmidt, G. Variances in the impact of visual stimuli on design problem solving performance / G. Goldschmidt, M. Smolkov // Design Studies. — 2006. — Vol. 27, Issue 5. — P. 549—569. 18. Kapustin, P. V. Units of Design Thinking and Quanta of Design Teaching / P. V. Kapustin; R. Trappl (ed.) // Cybernetics and Systems: Proceedings of the EMCSR`98. — Vienna, Austria, 1998. — P. 227—232. 19. Kapustin, P. V. Notes on the System Typology of Ontological Forms of Design Thinking / P. V. Kapustin; R. Trappl (ed.) // Cybernetics and Systems: Proceedings of the EMCSR`96. — Vienna, Austria, 1996. — P. 367—372. 20. Nevlyutov, M. Performative Understanding of Architecture / M. Nevlyutov // Advances in Social Science Education and Humanities Research: Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education, Moscow, November 9—11, 2017 / Eds. E. McAnally, I. Solovjova, Y. Zhang, R. Green, R. How, M. Zhang. — Paris: Atlantis press, 2017. — Vol. 171. — P. 9—13. — https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-17/25888416. 21. Nevlyutov, M. Study on Principles of Love in Architecture / M. Nevlyutov // Proceedings of the 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE—2018) / Eds. Yong Zhang, Iana Rumbal, Manjin Zhang. — Paris: Atlantis press, 2018. — Vol. 284. — P. 423—426. — https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-18/55908356. 22. Pallasmaa, J. Hapticity and Time (Discussion of haptic, sensuous architecture) / J. Pallasmaa // The Architectural Review. — 2000. — № 5. — P. 78—84. 23. Perez-Gomez, A. The Space of Architecture: Meaning as Presence and Representation / A. Perez-Gomez // Questions of Perception. Phenomenology of Architecture. — San Francisco: William Stout Publishers, 2006. — P. 7—26.
|
|
|
|
|